flag Судова влада України
| Українська | English |

Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел

Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46

Самостоятельная работа

01 березня 2019, 12:30

«Юридическая практика». 2019. 19 февраля

URL: http://pravo.ua/article.php?id=1001184712

Сергей ПОГРЕБНОЙ,

судья Верховного Суда

С введением в действие Гражданского кодекса Украины основной моделью регулирования гражданских отношений, особенно договорных, стало саморегулирование их участниками таких отношений.

Гражданский кодекс (ГК) Украины имеет фундаментальное значение для совершенствования украинского права и развития украинской государственности в целом по ряду причин.

ГК Украины, принятый 16 января 2003 года, кардинальным образом изменил парадигму правового регулирования гражданских отношений в нашем государстве. Если раньше единственной моделью правового регулирования таких отношений было их государственное регулирование, то с введением Кодекса в действие основной моделью регулирования гражданских отношений, особенно договорных, следует признать саморегулирование их участниками таких отношений.

Так, согласно статье 6 ГК Украины стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению. То есть ГК Украины стал ориентиром для участников гражданских отношений, при этом стороны договора вправе иначе, чем это определено Кодексом, урегулировать в таком соглашении свои отношения, имеющие гражданско-правовой характер. Это положение превратилось в общее правило, применяемое практически ко всем гражданским отношениям.

Основные достижения

Для сторон договора установлен запрет самостоятельно формулировать в нем условия и устанавливать правила, отличные от положений ГК Украины, только в трех случаях: если в акте гражданского законодательства прямо на это указано, если обязательность такого положения акта гражданского законодательства для сторон следует из его содержания или из сути отношения между сторонами.

ГК Украины в полной мере реализован принцип частноправового регулирования отношений — «разрешено все, что прямо не запрещено законом».

Кроме того, ГК Украины стал основным актом гражданского законодательства, системообразующим нормативно-правовым актом для всего гражданского права. Его основные положения, которые определяются как основные принципы гражданско-правового регулирования общественных отношений (статьи 1–23 ГК Украины), применимы не только к нормам самого Кодекса, но и ко всем актам гражданского законодательства Украины, нормы которых не допускают отступления от этих положений Кодекса.

Важно, что в 2003 году впервые в акте гражданского законодательства были сформулированы основные принципы всего гражданского законодательства: нормативное закрепление получили принципы недопустимости произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека, свободы договора, приоритетности судебной защиты гражданских прав и интересов и, конечно, принцип справедливости, добросовестности и разумности.

При этом следует помнить, что таким образом законодатель закрепил не только принципы гражданского права, которые являются основой правового регулирования гражданских отношений и применимы как к государственному регулированию гражданских отношений, так и к саморегулированию этих отношений их участниками, а также применимы к осуществлению оценки поведения всех участников гражданских отношений.

С тех пор центральной категорией гражданского законодательства, согласно реализованной в ГК Украины концепции, стал гражданско-правовой договор. Такой договор рассматривается не только в качестве сделки, правоотношения или документа, но и (прежде всего) как регулятор гражданских правоотношений. Гражданско-правовой договор является формой фиксации норм гражданского права, а стороны договора признаются субъектами, осуществляющими их договорное регулирование наравне с государством.

В полной мере реализовав концепцию «договор — регулятор гражданских отношений», ГК Украины предусмотрел обязанность суда защитить гражданское право и интерес, применяя способы, предусмотренные и законом, и договором.

Согласно части 1 статьи 16 ГК Украины суд может защитить гражданское право либо интерес иным способом, который предусмотрен договором или законом либо установлен судом в определенных законом случаях.

Также именно в ГК Украины появились новеллы, связанные с установлением границ осуществления гражданских прав. В части 3 статьи 13 Кодекса предусмотрено, что не допускаются совершение лицом действий с целью причинить вред другому лицу и злоупотребление правом в иных формах.

Безусловно, квалификация действия как злоупотребление правом — это «тонкий» правовой инструмент, но при наличии надлежащей аргументации и соответствующего доказывания во время разбирательства суд вправе отказать в предоставлении судебной защиты такому лицу либо обязать его прекратить действия, содержащие подобные признаки.

В свете изложенного следует отметить, что отсутствуют основания утверждать о распространенности таких правовых явлений в судебной практике, их наличие обусловило расширение спектра правовых проблем, разрешаемых судом, и количества правовых инструментов, применяемых им для защиты прав и интересов добросовестной стороны в гражданских отношениях.

Говоря о современных тенденциях, отметим, что Верховный Суд в своей практике применения ГК Украины учитывает фактическое неравенство участников определенных правоотношений, в частности, это касается правоотношений с участием потребителей, отношений между физическими лицами и профессиональными участниками рынка предоставления тех или иных услуг. Суд исходит из необходимости применения принципа, согласно которому при иных равных условиях преимущественное право на защиту принадлежит именно «слабой» стороне в отношениях, при этом возникающие сомнения будут истолкованы в ее пользу. Учитывая изложенное, Верховный Суд считает себя вправе выходить за пределы доводов и требований рассматриваемых кассационных жалоб с целью обеспечения защиты интересов «слабой» в правоотношениях стороны при отсутствии фактического равенства.

Это в полной мере реализовано в применении принципа диспозитивности и состязательности гражданского процесса, поскольку суд исходит из того, что более «сильная» в правоотношениях сторона имеет больше возможностей для сбора и предоставления доказательств, доказывания своей правовой позиции и т.д.

Трудности применения

В то же время Гражданский кодекс Украины является одним из самых сложных для понимания и применения кодифицированным нормативно-правовым актом Украины, обладающим своей строго определенной, научно обоснованной структурой с характерной логикой построения и определенными правилами применения, опирающимися на сугубо доктринальные конструкции.

С принятием нового ГК Украины и введением новых правовых конструкций были решены существовавшие на момент введения его в действие правовые проблемы, однако с того момента усложнилась и правоприменительная практика в сфере гражданских отношений, соответственно, в целом стали более сложными правовые споры, поступающие на разрешение судов.

Гражданский кодекс — это первый кодифицированный нормативный акт гражданского законодательства Украины, рассчитанный на применение не в условиях плановой экономики, а для обеспечения функционирования экономической системы, которая основана на принципах свободного предпринимательства. Поэтому правила, содержащиеся в действующем Гражданском кодексе Украины, в отличие от ГК УССР 1963 года, не требуют адаптации для регулирования правоотношений, возникающих в свободных экономических условиях, а органично ими воспринимаются.