Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Председатель Кассационного административного суда ВС Михаил Смокович – о судьбе 37 тысяч дел, которые будут переданы в КАС, и о задачах админюстиции
Судебно-юридическая газета. 2017.13.12 № 43-50 (412-419)
Беседовали
Наталья Мамченко
«Судебно-юридическая газета»
Председатель Кассационного административного суда в составе нового Верховного Суда Михаил Смокович считает, что судьи КАС ВС не должны опасаться остатков дел, которые уже скоро будут переданы из ВАСУ. Как судьи КАС ВС будут рассматривать новые и старые дела? Что ждет прежние правовые позиции ВАСУ и ВСУ? Почему в Большую палату должно передаваться как можно меньше дел? На эти и другие вопросы М. Смокович ответил «Судебно-юридической газете».
Миссия председателя
– Почему Вы приняли решение возглавить Кассационный административный суд ВС?
– Почти 14 лет я был судьей Высшего административного суда, и я знаю о проблемах, которые сопутствовали становлению административной юстиции в Украине. Соответственно, у меня есть понимание, как решить ряд организационных задач, рассмотреть тот большой остаток дел, который будет нам передан, обеспечить взаимопонимание между судьями. От председателя Суда будет зависеть многое, в т. ч. насколько качественно будут рассматриваться дела. Судопроизводство должно быть справедливым, независимо от нагрузки. Кроме того, к юрисдикции КАС как суда первой инстанции относятся дела с политической составляющей. В периоды политических кризисов это возлагает на наш суд очень большую ответственность. Я полагаю, что в таких условиях мой опыт будет востребован.
– В чем Ваша основная миссия как председателя КАС ВС?
– Моя главная задача — восстановить доверие к суду. От того факта, что сейчас многие граждане не доверяют судебной власти, нам никуда не деться. Хотя, полагаю, проблемы в судебной системе преувеличены. Тем не менее, теперь сколько-нибудь значительных ошибок мы допускать не должны.
Новый кодекс и его нюансы
– Новые процессуальные кодексы вводят фильтры, т. е. ограничивают доступ граждан к кассационному рассмотрению дел. Не будут ли обвинять судей КАС ВС, что они якобы не хотят рассматривать дела?
– Такие процессуальные фильтры были и ранее, просто с законодательной точки зрения они были выписаны не очень корректно. Судьи КАС сделают все возможное, чтобы вопрос допуска к кассационному рассмотрению в каждом случае был решен объективно.
Нужно понимать, что если будет принято образцовое решение, четкая позиция КАС ВС или Большой палаты, такие дела не будут допускаться к кассационному рассмотрению. Хотя и тут могут быть исключения. А пока у нас нет устоявшихся правовых позиций, дела будут максимально допускаться.
– Как Вы оцениваете новое процессуальное законодательство? Насколько оно будет способствовать эффективной работе КАС ВС?
– Новое процессуальное законодательство является прогрессивным по сравнению с 2005 г., когда начинал работать Высший административный суд. Сейчас в Кодекс административного судопроизводства (КАСУ) имплементирован ряд законодательных норм европейских стран. Это образцовое дело, типовое дело, примирение сторон, электронный суд, упрощенное производство, дополнены полномочия административных судов, усовершенствованы механизмы для восстановления нарушенных прав и свобод, несколько изменены подходы к определению подсудности дел, предметной юрисдикции и т. д.
В то же время, с некоторыми новшествами мы не совсем согласны. Речь идет об ответственности за злоупотребление сторон своими правами. В спорах, где гражданин оспаривает деятельность государства, в такой норме нет необходимости. Впрочем, к ошибкам граждан КАС ВС, полагаю, будет стараться относиться лояльно, и в случае возникновения каких-то недоразумений не оценивать их действия как явное злоупотребление.
Как судьи КАС ВС будут рассматривать дела
– Каким образом будут передаваться остатки дел в КАС ВС?
– Оставшиеся судьи ВАСУ уже готовят дела к передаче, аппарат суда этим тоже занимается. По состоянию на декабрь в ВАСУ остается 37 012 дел. Они уже систематизированы по категориям. Их будут рассматривать три палаты КАС ВС: по рассмотрению налоговых споров, по рассмотрению социальных споров и по рассмотрению споров, возникающих во время проведения выборов, а также споров по защите конституционных прав. Распределение по палатам будет начато с дел, поступивших в ВАСУ в 2015–2016 гг.
При этом ряд дел, например, связанных с выборами, будут рассматриваться сразу же по мере поступления соответствующих исков. Также сразу будут рассматриваться заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам или о разъяснении решений суда.
– Что предпринято для обеспечения эффективной работы судей?
– Для обеспечения эффективной работы у каждого судьи КАС ВС будет по три помощника. Нужно понимать, что в качестве первой инстанции КАС ВС будет рассматривать иски к Президенту, Верховной Раде, Высшему совету правосудия и ВККС. Один помощник судьи будет заниматься делами по первой инстанции, второй — делами, переданными из ВАСУ, а третий займется новыми делами, которые поступят после начала работы ВС. Каждый судья сам для себя также проведет систематизацию дел, ознакомится с их сутью и определит, были ли допущены предыдущей инстанцией нарушения. Кроме того, многие дела, как это и предусмотрено КАСУ, будут рассматриваться в письменном производстве, т. е. без вызова сторон.
Отмечу, что при подготовке к рассмотрению дел будут важны и организаторские способности самого судьи. Кстати, формы типового и образцового дела можно будет применять только к новым делам, которые поступят в КАС ВС после 15 декабря, но не к тем, что нам передадут из ВАСУ. Думаю, мы справимся, несмотря на большую нагрузку.
– Будет ли ротация среди судей в составе палат?
– Полагаю, ротация именно в КАС ВС будет. Ротация нам нужна, например, для того, чтобы направлять судей в ту палату, где это будет необходимо в силу большей нагрузки.
Правовые позиции минувших дней
– Что будет с делами, касающимися обжалования результатов конкурса в новый Верховный Суд?
– Таких дел в ВАСУ было около 40. По первой инстанции они будут распределяться в КАС ВС между всеми судьями. Будет учтена позиция ЕСПЧ, что если нет других судей, то судьи КАС ВС, несмотря на конфликт интересов, все равно должны рассмотреть такие дела. Думаю, до конца февраля 2018 г. все такие дела будут рассмотрены.
– Что будет с прежними правовыми позициями ВАСУ и ВСУ? Стоит ли от них отказаться?
– КАС ВС может отступить от правовых позиций Верховного Суда Украины и направить дело, после соответствующего обоснования, на рассмотрение Большой палаты, которая и определит, правильно ли будет в данном случае такое отступление.
Что касается решений уже нового Верховного Суда, то они будут обязательны для нижестоящих инстанций. ВАСУ много лет работал над обеспечением единства практики, было сделано много обобщений практики, были хорошо подготовленные постановления Пленума ВАСУ. Все это можно использовать в работе КАС ВС.
Сложнее с правовыми позициями ВСУ. С рядом решений ВСУ Высший административный суд в свое время не согласился.
Ряд правовых позиций ВСУ, конечно, можно будет использовать в КАС ВС, но что касается тех позиций ВСУ, с которыми мы будем не согласны, такие дела мы все-таки будем направлять в Большую палату для того, чтобы определиться с правовой позицией.
Большая палата как исключение из правил
– Вы говорили, что КАС ВС будет стараться не допускать дела в Большую палату…
– Если у судей будет единство мнений по вопросу правоприменения, в частом направлении дел в Большую палату не будет необходимости. Кроме того, в КАС ВС будет объединенная палата, которая будет рассматривать спорные позиции.
Если мы будем часто направлять дела в Большую палату, именно там будет формироваться практика, а не в Кассационном административном суде. В Большую палату, считаю, должны заходить исключительные дела, например, связанные с размежеванием юрисдикций. Когда мы добьемся, что наши дела не будут передаваться в Большую палату, тогда можно будет говорить, что единая практика сформирована.
Судьи не должны бояться
– В юридических и судейских кругах сейчас распространено мнение, что КАС ВС вряд ли сможет справиться с десятками тысяч дел, которые достанутся ему от ВАСУ.
– Судьи КАС ВС должны понимать, что все дела, которые нам будут переданы, надо будет рассматривать. Куда-то спрятаться или отправить их обратно в нижестоящие инстанции не получится. Если эти дела отдать назад в апелляционные суды (а такой случай уже был в истории прошлого ВСУ с социальными спорами — прим. ред.), это будет подрыв авторитета Верховного Суда. Нам не надо бояться работы. Такое большое количество дел было и после создания ВАСУ в 2005 г., при том, что тогда было намного сложнее с организационной стороны.
– Известно, что многие представители адвокатуры и ученой среды, в т. ч. из КАС ВС, хотели стать судьями именно Большой палаты.
– Думаю, реальное правосудие будет вершиться не столько в Большой палате, сколько в самих кассационных судах, его палатах и коллегиях. Именно тут адвокаты и ученые, а не только судьи, должны найти применение своим знаниям.
– Кто, по Вашему мнению, должен войти в Научно-консультативный совет при Верховном Суде?
– Полагаю, было бы правильно, чтобы в Научно-консультативном совете при ВС были представители ученых, а не профессиональные судьи. Мнение судей по тем или иным проблемам мы можем обсудить на собрании, а вот узнать мнение ученых, глубоко знающих ту или иную проблематику, было бы действительно полезно.
– Что нужно сделать, чтобы к решениям КАС ВС было доверие?
– Что бы мы ни делали, но если решения КАС ВС, как и Верховного Суда в целом, не будут справедливыми, репутации нового Суда ничего не поможет.
Наши решения должны быть полными, понятными и обоснованными. Даже если человеку отказывают в доступе к кассационному рассмотрению, он должен понимать, почему ему отказали. Сейчас у судей ВС есть возможность все исправить и сделать так, чтобы в Верховный Суд верили и знали, что его решения являются справедливыми.